Под гобеленом принято понимать живописное изображение на ткани. История создания первых работ, называемых шпалерами, относится к истории древнего мира. Принцип создания ковров с изображениями был заложен еще в Древнем Египте, а первые ручные шпалеры появились в Германии. Ковры служили украшением и одновременно защитой от холода. Ткачеством занимались в монастырях или специальных мастерских.
Временем расцвета искусства создания шпалер считаются 16-18 века. Соперничая с Брюсселем, Париж становится центром производства ручных ковров. Мастерские размещались и в предместьях Парижа – Аррасе и Амьене. В силу дороговизны готовых изделий, приобрести их было по карману зажиточным феодалам и представителям королевской власти. Они могли себе позволить размещать и содержать мастерские в своих владениях.
Французские шпалеры
Известные живописцы готовили эскизы (картоны) для будущих шпалерных полотен. На изготовление ковров шли различные нити: шерстяные, шелковые, серебряные и золотые. Заказывали изделия целыми сериями, создаваемыми в едином стиле и по общей теме.
Ценность искусных полотен возрастала все больше, но популярность от этого не пострадала. Шпалеры были в моде по всей Европе, украшали ими соборы, замки, ратуши, зрительские трибуны.
Называть французские шпалеры гобеленами стали с конца 17 века, благодаря работам, создаваемым во Франции братьями Гобелен при королевской мануфактуре. С тех пор все безворсовые ковры с сюжетными изображениями стали носить новое имя – гобелен.
С 20-го века гобеленовые мануфактуры получили новое развитие, искусство тканых ковров стало называться таписерией, сведя, в конечном счете, на нет традиционное ткачество. В современном представлении гобеленом считается декоративная ткань с отголосками французских гобеленовых мотивов.